Как многие говорят, свобода – неотъемлемое свойство человеческой жизни. Без свободы эта жизнь не имеет смысла. Свобода – то, что, хоть и не является причиной счастья как такового, но даёт нам возможность это счастье найти. Иными словами, быть счастливым, не будучи свободным, невозможно. Так говорят люди.
Но что понимается под этим словом? И действительно ли хорошо, когда людям предоставлена полная свобода? Ведь использовать свободу действий можно, к примеру, чтобы кого-нибудь убить. А можно использовать, скажем, свободу перемещения, для того чтобы просто исследовать мир. Каждый пользуется свободой по-разному, но давайте всё же не будем отрицать, что свобода тоже бывает разная. Не только в своей степени, – насколько человек свободен, – а и по своему типу. И чтобы лучше понять свободу, предлагаю определить все её типы. Причём определять их я буду в связи с ощущениями, которые человек испытывает от этих свобод. Эти ощущения, в зависимости от типа свободы, разные.
Читать дальшеВ моём понимании существуют, как минимум, три основных типа свободы. Это свобода фактическая, свобода временнАя и свобода физическая. Есть у них и общее, но, в целом, эти свободы разные.
Итак, свобода фактическая. Самая первая ассоциация при слове «свобода». Вас никто не держит взаперти, Вы можете уйти из того места, в котором находитесь, в любой момент. По большому счёту, это свобода передвижения, но передвижения не на несколько метров – передвижения глобального. Если Вы сидите в тюрьме или находитесь под домашним арестом, у Вас этой свободы нет. Причём отсутствие этой свободы вызывает самые негативные ощущения, без неё человеку действительно нет особого смысла жить. Это основная составляющая общей свободы человека, отсутствие которой больше всего побуждает людей не особо смиренных (впрочем, даже и смиренных) к активным действиям с целью её получения.
Второй тип свободы – свобода временнАя. Это название я дал ей, исходя из выражения «свободное время». Суть временнОй свободы заключается в том, что своё время Вы можете потратить, как хотите. Ведь даже если у Вас есть свобода перемещения, Вы понимаете, что если завтра встанете в десять утра и пойдёте гулять в парк, вместо того чтобы встать в восемь и отправиться на работу, Вас уволят, что вызовет серьёзные проблемы в жизнеобеспечении. Когда Вы понимаете, что у Вас впереди ещё очень много какой-то работы, то остро чувствуете недостаток этой свободы. Ощущение этого недостатка на самом деле называется лень – организм противится действиям, не связанным напрямую с мгновенным получением удовольствия. Он желает прямой связи выполняемых действий с удовольствием, в то время как мозг осознаёт, к каким последствиям может привести мгновенное удовольствие от похода в парк – лишить его удовольствия жизни в достатке впоследствии. Отсутствие возможности получить мгновенное удовольствие есть отсутствие временной свободы. Когда Вы осознаёте, что только что закончили какое-то важное, но жутко утомительное дело, и впереди Вас ждёт свободное время, вы чувствуете ту самую временную свободу. Такое чувство может вызвать эффект эйфории, которая продлится не более минуты. Эта эйфория – по сути, вид вдохновения. Она может заставить Вас вместо отдыха заняться каким-нибудь полезным делом. Или творчеством, что тоже не бесполезно. Более того, она может заставить Вас продолжить делать ту самую работу, которую Вы так не хотели делать, просто резко подняв Ваше настроение до невиданных высот. Но, как я уже сказал, она длится не больше минуты. Впрочем, после того, как она пройдёт, можно будет вызывать её неоднократно ещё довольно долго, как можно чаще думая о свободном времени – до тех пор, пока перед Вами не встанет тот факт, что его осталось мало. Тогда на смену эйфории вновь придёт лень – эдакое негодование, нежелание выполнять работу.
И последний вид свободы, самый противоречивый и самый опасный. Свобода физическая. Ощущение физической свободы появляется тогда, когда человек осознаёт, что только что перед ним открылась возможность сделать что-то, чего он не мог сделать до этого. В большинстве случаев это конкретное физическое действие, совершаемое за короткий промежуток времени. Такую свободу может ощутить вор, всё время искавший возможность что-то украсть и наконец заполучивший её. Такую свободу чувствует человек, нашедший на земле купюру высокого достоинства: только что у него не было возможности получить деньги ни за что и ниоткуда, а вот сейчас появилась – нагнись и возьми. То же относится и к выигрышу в лотерее.
Всё же чаще эту свободу мы ощущаем в снах, так как зачастую именно там нам открываются какие-то необычные возможности. Например, когда Вам снится, что Вы летаете, Вы чувствуете не столько удовольствие от полёта как такового, сколько удовольствие от осознания факта, что Вы умеете летать. Чувство напоминает своего рода азарт. Это же чувство свободы ощущает парень перед первым сексом в своей жизни, видя девушку, лежащую перед ним без одежды на кровати. Впрочем, необязательно в такой обстановке – обстоятельства тут могут быть и другие; суть в том, что он чувствует эту свободу от осознания факта, что получил возможность сделать то, чего не делал раньше. В меньшей степени это чувство выражается перед последующими любовными приключениями.
Первый тип свободы – свобода фактическая – имеет прежде всего психологическое значение, так как без этой свободы, скажем так, страдает душа человека. Второй – как психологическое, так и материальное. От отсутствия временной свободы страдает не только душа, а и организм, желающий как можно скорее удовлетворить какую-либо косвенную потребность и довольно часто ошибочно воспринимающий её как одну из основных (особенно в случае, если он привык регулярно эту потребность удовлетворять). А вот третья свобода – физическая – имеет исключительно материальное значение. Чаще всего оно связано с получением неожиданной материальной выгоды. И если первая свобода – то, без чего нет смысла жить, а вторая – то, без чего трудно быть до конца счастливым, то третья – то, без чего человек может спокойно обойтись. Если сделать законными убийства, то именно этот вид свободы и будет ощущать человек перед тем, как убить другого человека (здесь рассматриваются только люди, способные на убийство). И даже через долгие годы, когда право на убийство станет привычной всем вещью, убийца неизменно будет ощущать эту свободу, перед тем как забрать чью-то жизнь. Именно поэтому не стоит давать людям подобную свободу – она не только несёт вред, но и не нужна человеку, поскольку относится к третьему типу свободы – свободы, не являющейся для человека необходимой.
То есть, говоря проще, мир с абсолютной свободой был бы ужасен. Всего лишь из-за третьего типа свободы. Таким образом, предоставив всем людям только первые два типа, можно было бы создать по-настоящему прогрессивное сообщество, в котором каждый занимался бы чем-нибудь полезным ровно столько, сколько полагал бы нужным – а полагал бы он нужным заниматься этим довольно много, поскольку его подталкивало бы к этому регулярное чувство свободы, приносящее вдохновение. Жить без свободы возможно – даже не упоминая тех, кто не имеет первого типа свободы, актуален тот факт, что большинство представителей нашего сегодняшнего общества не обладает вторым типом и получает временную свободу лишь иногда. Но такая жизнь не приносит счастья, а потому свобода действительно есть неотъемлемое свойство человеческой жизни – но лишь свобода фактическая и временная. Можно сделать человека счастливым, позволив ему передвигаться по планете как угодно и самому планировать своё время, при этом обеспечив его необходимым материальным достатком и награждая серьёзными материальными благами за его работу. Человек будет счастлив, понимая, что если сегодня он устал, то можно не работать один день – и на один день он лишится пиршеств и тому подобного, но сможет просто нормально поесть и принять душ перед сном, посмотрев какой-нибудь интересный фильм в своём уютном доме.
Не будет в таком обществе дня, когда вдруг произойдёт такое совпадение, что все люди устанут в один день, и остановится не только прогресс, а и нормальное жизнеобеспечение человечества.
Конечно, Вы наверняка кричите про себя, что в подобном обществе люди просто лежали бы и ничего не делали. Это абсурд. Такой же абсурд, как и наша сегодняшняя социоэкономическая система.
Во-первых, работая, можно было бы получить дополнительные материальные блага, а у человека ведь есть такой «недостаток» – ему всегда мало. Стало быть, это стимулировало бы его работать всё больше и больше ради больших материальных благ, таким образом превратив плохое свойство человека в полезное.
Во-вторых, лень прекратила бы своё существование. Тот факт, что никто человека к работе не обязывает, исключил бы это чувство из диапазона испытываемых им эмоций. Зная, что он никому ничего не должен и может делать то, что хочет, он испытывал бы чувство вдохновения, или так необходимую сегодня временную свободу, что заставило бы его работать, а не лежать без действий.
Почему маленькие дети, на которых не лежат никакие обязанности, постоянно исследуют что-то новое? Придумывают новые игры с друзьями, задают взрослым бесконечные вопросы, любят конструкторы и тому подобные вещи? Потому что им интересен этот мир, и они готовы узнавать о нём всё больше и делать всё больше. С возрастом к ним приходит понимание, что они должны жить так-то и делать то-то, и нескончаемое детское вдохновение пропадает. На смену ему приходит лень. В обществе, в котором никто никого ни к чему бы не обязывал, интерес детей с возрастом ввиду элементарного интеллектуального развития переходил бы к науке и творчеству – а это и есть прогресс.
Но, к сожалению, такая система - лишь мечта. Очередная проблема заключается в том, что на неё сложно было бы перейти. Даже не говоря о постоянном всеобщем стандартном материальном обеспечении, для начала общество пришлось бы перевоспитать, или создавать его исключительно за счёт следующих поколений. Поскольку нынешние люди, привыкшие, что они всегда что-то кому-то должны, перейдя в такое общество, действительно довольно долгое время не делали бы ничего полезного.
Увы, сегодня у людей нет свободы и мало вариантов и возможностей эту свободу получить. В случае, если мы захотим создать по-настоящему свободное общество, нам придётся создавать его за счёт детей, что будет довольно трудно, поскольку детям не хотелось бы жить отстранённо от родителей в каком бы то ни было смысле. Такова она, наша печальная реальность.
Спасибо за внимание.
Nukie.