Японцы. Они ведь ушли далеко вперёд в своём развитии от всего остального человечества. Поэтому легко можно представить себе, насколько же им, помимо испытанных от землетрясения страданий, попросту обидно. Вот так вот судьба взяла и уравняла их с остальными, а то и опустила ниже. Пока они притормозили, их быстро догонят.
Но суть не в том. В развитии они ушли во многом, и кинематография - не исключение. Вернее, один её жанр. Ужастики.
Правда же, что японские ужастики самые страшные. Но почему?
Читать дальшеЧестно говоря, я уверен, что люди, положившие начало именно такому типу ужастиков, как снимают японцы, или сами были офигенными психологами, или консультировались с таковыми. Потому что без знаний психологии человека создать такой страшный фильм невозможно.
По впечатлениям я бы разделил ужастики на три категории: интересные, интересно-страшные и страшные. Ведь при просмотре ужастиков мы можем испытать только две положительные эмоции: интерес и облегчение в конце фильма в случае хэппи-энда. Ужастики категории "интересные" не пугают, зато их интересно смотреть. Интересно-страшные - грамотное объединение страшного с интересным. Это, на мой взгляд, самый лучший тип ужастика. А страшные - ужастики, которые вообще не вызывают положительных эмоций. Только негатив. Разве что хороший конец - но у японцев это не всегда так.
Их ужастики относятся к третьей категории. Интерес можно испытывать только первые десять-пятнадцать минут, всё остальное время остаётся только страх, причём не просто страх, а панический. Уже не интересно, что будет дальше. Уже просто страшно. И только пересмотрев десяток таких фильмов, начинаешь испытывать какой-то интерес на протяжении всего фильма, но страха уж точно больше.
Так вот, я долго пытался понять, почему у японцев такие страшные фильмы. Пришёл к логичному вопросу: а чем они пугают? Фильм "Проклятие", должно быть, больше всего пугает синим азиатским мальчиком. Причём даже тогда, когда он просто стоит на месте и сморит в камеру. Вот как здесь:
Вздрогнуть от неожиданности
Да, мурашки по коже бегут сразу. А теперь задумайтесь: а что такого в этом мальчике? Разве он слишком уродлив? Да не так уж вроде. Синий и синий, ну большие глаза, что такого-то. Тогда чем он пугает?
В общем, анализируя всё это, я кое-что заметил и пришёл к первому выводу.
1.) Японцы искажают красивое.
Как это? Очень просто. Они находят приём, который оказывает на человека положительное воздействие. Они знают, что определённое изображение уже производит на человека психологический эффект, но только положительный. Отрицательный уже не нужно создавать с нуля, остаётся только исказить изображение и превратить положительный эффект в отрицательный. Такое искажение действует на человека в психологическом плане катастрофически, деморализует, вселяя в человека то самое чувство страха.
Например. Вспомните, как красиво и соблазнительно выглядит женское лицо, наполовину закрытое волосами, так, что видно только один глаз. Он может быть или интригующим, или печальным, расстроенным, но как красиво смотрится этот глаз!
Вот, к примеру
Японцы эту фишку просекли, и осталось только исказить эффект. Вместо интриги глаз должен выражать тот самый панический страх, словно это самое "привидение" боится Вас, как огня, что, впрочем, не мешает ему продолжать на Вас охоту, и этот страх передаётся Вам. А тем более, когда такой глаз показывают крупным планом. Эмоция передаётся мгновенно.
Взгляните
Сравните предыдущее изображение и это. Думаю, суть их приёма ясна.
Маленький мальчик, жалобно глядящий на Вас, должен вызывать умиление. Стоит совсем немножко его исказить, сделать напоминающим труп, увеличить зрачки, и он волшебным образом вызывает панический страх.
А теперь взгляните сюда.
Посмотреть
Вам поза этого привидения ничего не напоминает? Не похоже ли просто на сестричку, с которой не виделась главная героиня, и она пришла, чтобы грациозно
Небольшое искажение - и это уже жутко страшно. Хитрюги всё-таки японцы.
И второй вывод.
2.) Ужасы подстерегают героев в обычных местах и при обычных обстоятельствах.
Легко заметить, что от ужасов не скроешься в фильме нигде. Вспомнить хотя бы фильм "Проклятие". Думаю, окончательно ощущение безопасности пропадает в тот момент, когда на главную героиню "монстр" смотрит из-под её же одеяла.
Во всяком случае, так было в американской версии (не помню насчёт японской), но ведь она содрана с японской. В любом случае, Вам необязательно идти в тёмный переулок/подвал/ещё какое-нибудь страшное место, Вас найдут и дома. Что вселяет ещё больший страх.
Из мелочей можно выделить приём с ползанием привидений по полу. За всеми из нас (или почти) в детстве гонялся папа или дедушка, ползая по полу?) Тогда это был и смех, и страх. Но теперь не смешно, а страх берётся из памяти. Плюс необычность их ползания, все эти рывки, выгнутые руки и ноги... разум человека всегда имеет хоть какое-то, даже самое маленькое, проявление ксенофобии. Такие чужие, непривычные нам способы ползания (и передвижения этих привидений в целом) пугают ещё больше на неосознанном, психологическом уровне.
Ну и, пожалуй, можно сказать пару слов о том, что японцы не грешат предвещанием страшного соответствующей музыкой. Неожиданность там тоже играет роль, хотя и второстепенную.
Всё же понять причину этого страха до конца, думаю, мне не удалось. Скорее всего, есть ещё какие-то приёмы. В принципе, микроприёмов на протяжении фильма десятки, и на фоне основных, глобальных приёмов целого фильма (которые были описаны выше) складывается самое ужасное впечатление...
В общем, не советую Вам смотреть японские ужастики. Просто от них не получают удовольствие. Только страх, панический страх, вселяющий жажду сбежать от фильма подальше...