Сейчас покажу на примере процесс придумывания стихотворения, чтобы доказать, что это процесс мыслеёмкий и показать примерно, насколько это легко и сложно одновременно, и как, собственно, это происходит, во всяком случае, у меня. Иными словами, дам заглянуть Вам в свою голову. В примере фигурирует всего одно четверостишье.
Читать дальшеК примеру, я хочу написать стих про образование. Как оно важно, и одновременно как оно у нас в Украине запущено, да и в принципе направлено на то, чтобы люди были образованы как можно хуже. Уже из этих слов можно сделать простой вывод - написание начинается с идеи. Но это в большинстве случаев. Иногда всё бывает по-другому.
С чего начать? Каким будет первое четверостишье? Нет, не так: какой будет размер стиха - хорей или ямб, сколько стоп, какая форма? На самом деле я зачастую (если не всегда) даже не задумываюсь об этом. Пишу как появится в голове, а по первому четверостишью определяю все эти характеристики и дальше пишу соответственно.
Итак, приступим. Вначале стоит написать про важность учёбы и про стремление к познанию чего-то нового с самого детства.
Мозг обращается к душе, та впитывает всё присутствующее вдохновение, с его силой заглядывает в информационное пространство... и выдаёт нам:
Ученье - свет
- И это всё? - спрашивает мозг. Увы, да. Но вместе с этой строчкой душа предоставляет также и слабенькое интуитивное понимание того, что нужно написать. Дальше мозг, орудуя этим пониманием, придумывает сам.
Ученье – свет, и и страсть к учёбе
Так, дальше...
Ученье – свет, и и страсть к учёбе
Рождается ещё в утробе.
Вообще это бред. Пока плод ещё в утробе матери, ни в каком смысле у него не может появиться страсть к познаниям. Во всяком случае, я в этом определённо не уверен, поэтому отбрасываем этот вариант.
Учёба важна... в нашей жизни. Точно, в нашей жизни.
Ученье – свет, и в нашей жизни
Рифма к "жизни"? Минута раздумий... рифмы нет. Переставим слова.
Ученье – свет, и в жизни нашей
Мы заполняем голову знаниями кашей? Что ещё за каша знаний? И как сократить эту фразу так, чтобы она была созвучна с первой? Нет. Знаю!
Ученье – свет, и в жизни каждого из нас
К слову "нас" есть много рифм, приличных и не очень. Но смысла они не дают никакого...
А вообще - хочу больше стоп. Так будет легче вставлять в стихотворение какие-нибудь длинные слова. В частности, "образование". Точно, образование!
Ученье – свет, и в жизни нашей долгой
Образование всегда играет роль.
Вот я непроизвольно перешёл от последовательного рифмования к перекрёстному, увеличив количество стоп. Нормально, что ж.
Рифма к "долгой"? Не нахожу. Перестановка.
Ученье – свет, и в жизни долгой нашей
Образование всегда играет роль.
Нет, опять ведь "нашей"... не подойдёт. Погодите, а почему это, собственно, жизнь длинная? Сколько ведь философствуют на тему её краткости!
Ученье – свет, и в жизни столь короткой
Образование всегда играет роль.
С другой стороны, если жизнь коротка, то почему же образование играет столь важную роль? Где мы успеем применить полученные знания? В этом отношении её некорректно называть короткой. Стало быть, она всё же долгая... но рифма? Может, лучше "длинная"?
Ученье – свет, и в жизни нашей длинной
Образование всегда играет роль.
Рифма к "длинной"? Эээ... нет... подождите... "старинной"! Нечто, связанное с историей... да, можно сказать, что важна как история, так и математика, и литература и т. д...
Ученье – свет, и в жизни нашей длинной
Образование всегда играет роль.
Как знание истории старинной,
Так и…
"Старинная история"?.. М-да, бредовенько... ну ладно. Что насчёт последней строки? "Так и..." - что? Рифма к "роль"? Ничего подходящего по смыслу... Поменяем вторую строку... Может... "Образование важнО... как никогда?"
Ученье – свет, и в жизни нашей длинной
Образование важно, как никогда.
Как знание истории старинной,
Так и…
Хм... кстати! Важно как никогда - значит, важно сейчас! То есть в современном мире! Почему бы и нет?
Ученье – свет, и в жизни современной
Образование важно, как никогда.
Почему-то кажется, что рифму к "современной" будет найти нетрудно... на ум сразу приходит: "переменной"... Математика? Конечно, я ведь хочу сказать, что все науки важны - значит, и математика тоже! Нахождение переменной... "Как нахождение искомой переменной..." - точно.
Ученье – свет, и в жизни современной
Образование важно, как никогда.
Как нахождение искомой переменной,
Так и...
Так и - что? Рифма к "никогда", подходящая по смыслу... война? Ну да, это же история, но это в конце строки, а что в начале? Литература? Чтоб созвучно было... Биология, химия - что-то из них? Нет... Литература... "Так и Шекспир..."
Ученье – свет, и в жизни современной
Образование важно, как никогда.
Как нахождение искомой переменной
Так и Шекспир,……….., и война.
Что посредине? Вначале союз "и", потом слово, в котором два слога, ударение на первом. Не пойдёт... тем более, конец строки - не сама же война важна, её-то мы хотим избежать... хотя это кто как поймёт, но ведь должны понять все... знать, когда была война? Это слишком мало... ПОЧЕМУ была - подойдёт. "Так и сознание, почему..." Нет... "за что" - вот!
Ученье – свет, и в жизни современной
Образование важно, как никогда.
Как нахождение искомой переменной,
Так и сознание, за что была война.
Да! Четверостишье готово! Можно продолжать писать дальше.
Вот, собственно, наглядный пример. Примерно таков он, этот процесс поэтического творчества.
Добро пожаловать ко мне в голову!
Сейчас покажу на примере процесс придумывания стихотворения, чтобы доказать, что это процесс мыслеёмкий и показать примерно, насколько это легко и сложно одновременно, и как, собственно, это происходит, во всяком случае, у меня. Иными словами, дам заглянуть Вам в свою голову. В примере фигурирует всего одно четверостишье.
Читать дальше
Читать дальше